Пробуждение

Общественное объединение психологической помощи

«Вечером, когда дочка спит, начинается полный треш». Пьяная история 27-летней белоруски

Нашей читательнице Анастасии (имя изменено) всего 27 лет, но у нее уже очень сложные отношения с алкоголем. И «все бы ничего», как она сама пишет, но у женщины подрастает 8-летняя дочка. Мама прислала в редакцию откровенное письмо, в котором рассказывает свою «пьяную историю».

– У меня за спиной – несостоявшийся ранний брак, продлившийся, к счастью, недолго и закончившийся для меня безболезненно – было много причин и еще больше поводов для его прекращения, в лучших традициях затяжных сериалов. И оставивший мне багаж в виде привычки к алкоголю… разве страшно 1-2 бокала вина дома за ужином? Ну и что, что вино никогда 2 бокалами не ограничивалось, а пилось «до дна»…

Нет, его употребление не было чрезмерным, до пьяных истерик не доходило, пушистый рыжий грызун никого не посещал…

Но алкоголь скрашивал досуг и помогал расслабиться, а ближе к концу семейной истории и вовсе стал единственным способом к близости. Это, кстати, до сих пор сохранилось – полная неспособность к сексу в трезвом состоянии.

Дочка знает, когда к маме лучше не подходить

И все бы ничего… Но я – мать. Дочери почти 8 лет. Она не видит бутылок, но она знает, когда лучше к маме не подходить. Пока утром не выпью кофе. Чаще с коньяком или ликером и непременной долькой шоколада.

И чашки кофе может быть и 1, и 2. И часто в ней соотношение кофе/алкоголь 1 к 1… После этого можно и дела делать, и ребенку улыбаться. И не раздражаться на бардак и постоянные «а почему?».

И так весь выходной день. А вечером, когда дела сделаны, а дочка спит, наступает мое время – вино или пиво – обязательно темное, тягучее, от настроения… И оправдание ведь есть – нервный день, много дел, надо расслабиться.

Когда я перестала расслабляться без алкоголя?

Не знаю. Не могу вспомнить. Я не могу сказать, что меня что-то интересует в жизни. Когда меня спрашивают о моих увлечениях, хобби, я на секунду «зависаю» и начинаю врать о кучах прочитанных книг (ну тут не совсем вранье, я и правда много читала, когда-то), о море фильмов (обязательно с претензией на «духовное» кино, а не о сериальчиках, под которые замечательно спится…ну или спиТЬся, учитывая алкоголь, под которым их включаю). Но это все о выходных.

Мини-бар на работе и кофе с амаретто

В будни все сложнее. Ребенка в школу, сама на работу, где обязательно есть мини-бар, устроенный в ящике стола. Из экономии места там лежит крепленый ликер амаретто – не дает запаха при употреблении и всегда можно оправдать ароматизированным кофе.

И ведь можно до конца рабочего дня дожить, работа – не бей лежачего (системный администратор в малюсеньком учреждении).

Возможно, будь это работа по профессии, алкоголь бы и не требовался, но городок маленький, без блата на должность не попадешь, а тут хоть и начальница – чудак с буквы М в юбке, но все же бюджетная организация, свои плюсы. Да и деградация тут не особо заметна.

Вечером начинается «полный треш»

Еду домой, разобраться с ребенком, который обязательно где-то набедокурил, готовка, уборка… И на все это часа 2 максимум. Обычно к стадии «уборка» уже приговорен первый бокал вина/стакан пива (и хорошо, если один), и сам пункт наведения порядка уже не особо важным кажется.

И когда город засыпает, просыпается желание выпить. Нет, даже не выпить – отчаянно напиться, ибо сна нет. Не сплю толком очень давно. Даже к врачам обращалась (там был посттравматический стресс и все такое, не обошлось без психолога с их бесполезными мантрами и аффирмациями, но кроме рецепта на «волшебные пилюли» пользы никакой).

Задумывалась ли я, сколько я пью?

Да. Первый раз, когда увидела баланс бонусной карты алкомаркета (и какой вредитель рода человеческого решил показывать пользователям, сколько в данном магазине оставлено?).

Второй раз – когда продавцы-консультанты магазина уже не просто стали здороваться, а интересоваться, почему меня долго не было, если я к ним неделю не приходила. И нет, дело не в том, что не пила – а в том, что за алкоголем отправляла кого-либо, либо была в отъезде.

Третий раз задумалась, когда в очередной раз пришла в бар, а бармен уже сам налил мне, без вопросов, стандартных для такой ситуации. И ведь не ошибся, зараза…

Есть ли у меня проблемы с алкоголем?

Проблем с ним нет, есть проблемы с его частотой. И даже не в том, что я пью, а в том, что без этого не выходит.

У меня нет физических проблем. У меня есть психологическая зависимость от бокала в руке. Я лучше работаю, я лучше думаю, я лучше сосредоточена на выполняемой работе, когда в крови есть алкоголь. И да, мне нравится вкус.

Но мне не нравится то, что я стала зависима от бутылки. Что мое настроение зависит от наличия алкоголя под рукой. Что кроме как через призму бокала я не могу радоваться новому дню…

Комментарий специалиста: «В понятии людей алкоголик – это бомж под забором»

Инна Колосовская, директор Республиканского общественного объединения психологической помощи «Пробуждение», которое оказывает помощь зависимым и созависимым людям.

– Алкоголизм… Звучит пугающе. В понятии людей образ алкоголика – это опустившийся бомж под забором или совершенно «синие» люди у пивной. На самом деле таких людей только 3% от всех зависимых людей.

В большинстве своем это обычные люди, большинство из них имеют семьи, работу, просто, как они считают, у них бывают срывы. Причина может быть любой: от Нового года до просто плохого или очень хорошего настроения на этой неделе.

Большинство людей, решивших завязать через какое-то время возвращаются к употреблению алкоголя. Почему? И что это за понятие – зависимый человек?

«Алкоголизм» – это хроническое, прогрессирующее заболевание

Излечиться от этой болезни невозможно, то есть если человек однажды потерял контроль над количеством употребления алкоголя, то вернуться к нормальному употреблению, не представляется возможным.

Если болезнь не лечить, она будет прогрессировать. Несчастный случай, соматические заболевания, передозировка – конечный результат алкоголизма.

Отличий между женским и мужским алкоголизмом нет

Женский алкоголизм в большей степени порицается обществом и подвергается стигматизации.

Главная причина алкоголизма (винного, пивного или любого другого) – это генетическая предрасположенность к заболеванию.

Во всех странах (кроме мусульманских) алкоголь доступен, употребляют его многие, но заболевает алкоголизмом все равно абсолютное меньшинство населения.

На слабых алкогольных напитках спиться труднее, потому что слабоалкогольное вино хорошего качества, стоит дорого. Это характерно для Италии, Испании т.д. Если прибегнуть к более крепким напиткам, спиться проще и быстрее. При этом говорить о какой-либо безопасной дозе в общем значении совершенно неверно, алкоголь – это яд.

Алкоголизм имеет шесть основных признаков:

1. Патологическое влечение к алкоголю. У всех людей может возникнуть желание выпить, у зависимого человека это не желание, это потребность. И если эта потребность не реализуется, то человек плохо себя чувствует. Становится раздражительным и агрессивным. После употребления состояние может улучшаться.

2. Потеря контроля над дозой употребления. Садясь за стол, вряд ли кто-то преследует цель напиться до беспамятства. Клятвенно обещает себе и близким, что не напьется, но все равно все чаще напивается. Люди теряют способность контролировать количество выпитого и свою жизнь.

3. Абстинентный синдром. Это известное всем похмелье. К состоянию физического страдания (головная боль, тошнота, трясучка) присоединяются душевные страдания (страх, вина, стыд, отчаяние), которые частично проходят после повторного употребления алкоголя.

4. Рост толерантности. Чтобы достичь определенного комфортного состояния, необходима все большая и большая доза алкоголя. Тот факт, что человек может выпить много и «не в одном глазу» говорит не о крепком здоровье, а скорее о наличии у человека зависимости от алкоголя, потому что здоровый организм такое количество яда просто не примет.

5. Отрицание болезни. Как правило, зависимый человек последний узнает о том, что он болен. Это видит семья, соседи, коллеги. Сам больной человек находится под воздействием психологических защит. А зачастую он просто не понимает, что с ним происходит и внутренне страдает. Он переживает негативные чувства: вины, стыда, обиды, гнева на себя и окружающих, но признать то, что он болен это выше его сил, а если и признается то, что с этим делать?

6. У человека возникают проблемы: в семье, на работе, с милицией, а он продолжает пить. Зависимые люди пьют не потому, что они безвольные или безнравственные люди, а потому что они больны. Ведь если человек простыл, никто не имеет к нему претензий за то, что он кашляет. Зависимость формируется незаметно и не за один день. Это может длиться годами.

Глупо обвинять человека в алкоголизме

Вряд ли кто из зависимых людей, выпивая в компании или на празднике, собирался стать алкоголиком. Бессмысленно и глупо винить человека в том, что он заболел, но это не снимает ответственности с человека за все, что он делает в своей жизни.

Если человек простудился, он же идет к врачу. Собственно задача состоит не в том, как бросить пить, а как не начать пить снова. И если человек не пьет какое-то время, это не значит, что он здоров.

Хотелось бы сказать о людях, живущих рядом с пьющим человеком. Каждый член семьи, где есть болезнь, испытывает гнев, стыд, и вину, формируемые из-за конфликтов, недоверия, обманов, разочарований и непредсказуемости.

Часто люди пытаются создать видимость благополучия – скрывают наличие проблемы, лгут, сглаживают последствия.

Страдания и тревога нарастают, притупляя, здравомыслие. Часто эти люди не могут ответить на простой вопрос: «Почему вы так живете?». Безусловно, жены, мужья, родители пьющих людей нуждаются в помощи и поддержке.

Отдельная тема – это дети, что в таких семьях видят дети? Пьяный отец, издерганная мама – дети растут с «замороженными» чувствами.

Помощь можно найти всегда

В Беларуси существуют помогающие структуры, их достаточно много. Достаточно просто посмотреть в интернете по месту жительства. Это могут быть как группы Анонимных Алкоголиков, так и кабинет нарколога. А в первую очередь, обратитесь к близким людям за помощью.

За более чем 20-летнюю практику работы Республиканского общественного объединения психологической помощи «Пробуждение» была оказана помощь огромному количеству людей с разной степенью тяжести заболевания.

Тысячи женщин прекратили употребление алкоголя и наркотиков, решившись на возможно один из самых важный шагов – обращение за помощью в, казалось бы, безнадежной ситуации.