Владимир Иванов,врач-психиатр-нарколог, психотерапевт
– Как любят говорить в «Анонимных Алкоголиках», алкоголизм (синдром зависимости от алкоголя) – это хроническое, прогрессирующее, неизлечимое и смертельное заболевание. И в значительной степени так оно и есть. Оно всегда начинается с употребления алкоголя, никаких других путей заболеть им не существует.
►Алкоголиками становятся резко или постепенно?
Как правило, постепенно, все зависит от возраста, особенностей человека и типа напитка. Но в молодом возрасте алкоголизм может развиться очень быстро: от нулевого потребления до зависимости может пройти всего полгода. Мы неоднократно видели такие примеры, и чаще всего это происходит с теми, кто начинает злоупотреблять алкоголем в подростковый период.
Скорость развития алкоголизма во многом зависит от реактивности организма – мы разные, и у некоторых алкоголь легко перерабатывается и выводится без существенных последствий, а у других возникают проблемы.
►А какой алкоголь быстрее вызывает зависимость?
Прежде всего, конечно, крепкие алкогольные напитки – они обладают гораздо большим фактором поражения организма. Алкоголь – это химический растворитель. Все знают, что спиртом протирают хирургические инструменты, место инъекции, чтобы убить вредные клетки и организмы. Но дело в том, что спирт убивает любую живую клетку, которая встречается на его пути.
Алкоголь растворяет жир, а все барьеры нашего организма, все клеточные оболочки построены на липидах (жирах). Здесь легко провести аналогию с яйцом: если разбить скорлупу, содержимое вытечет и погибнет. И чем выше крепость напитка, тем более страшные разрушения он приносит, тем быстрее вызывает зависимость и гибель. В статистике даже есть отдельная графа – «смерть от передозировки алкоголя».
Но опасность слабого алкоголя тоже необычайно велика, и прежде всего это касается пива. Кроме алкогольного действия оно обладает еще выраженными вкусом и запахом, которые некоторым нравятся, – это дополнительный фактор, делающий из людей пивных алкоголиков. Последствия такой зависимости не менее ужасны.
►Я каждый вечер выпиваю по бокалу – это алкоголизм?
Надо смотреть на контекст. Алкоголик тот, кто утрачивает контроль. В некоторых культурах принято выпивать бокал пива или разбавленного водой вина на ужин, это делает большая часть взрослого населения, но мы же не будем записывать всех в алкоголики. Хотя, конечно, кто-то из них неизбежно будет страдать от зависимости.
►А если я и дня без этого не могу?
Это вопрос первичного влечения и того, насколько оно патологическое. Если вы на требование или просьбу близкого не пить говорите, что никак не можете без этой банки пива, злитесь, расстраиваетесь и не идете на компромисс – это зависимость.
►Меня можно считать алкоголиком, если мне нравится вкус спиртного и чувство опьянения?
На это тоже надо смотреть в контексте. Если вы не утрачиваете контроль над собственной жизнью, если спиртное не заменяет вам всех других удовольствий, начиная с простой прогулки и заканчивая сексуальными отношениями, можете быть спокойны. Дело в том, что у алкоголика все начинает вытесняться алкоголем.
►А что если я по всем признакам понимаю, что алкоголик, но меня все устраивает?
Такое бывает, но учтите, что алкоголизм – это болезнь. Все алкоголики испытывают боль, им плохо, и рано или поздно наступает момент таких страданий, что они сами начинают искать помощь.
►Часто говорят о «функциональных алкоголиках» – человек работает, у него семья, но он регулярно, годами пьет. Может, это не так уж и опасно?
Это внешний фасад благополучия. В любом случае это дисфункциональная семья, в ней будут страдать дети: их не обязательно будут бить, но отсутствие любви повлияет. К тому же это плохой пример: дети вырастут, начнут употреблять или искать себе пьющего партнера. С таким примером перед глазами ничего хорошего не выходит.
►Осознание проблемы помогает или усугубляет?
Помогает, конечно. Алкоголик не начнет пить больше после этого, поскольку объемы зависят от его организма, а не от того, что он об этом думает.
►А как же неприятное чувство вины, которое хочется заглушить?
Оно есть у всех алкоголиков, это признак болезни. Мы все ответственны за то, что совершили. А у них это признак депрессии, которая есть практически у всех действующих алкоголиков, с ней чувство вины – это просто симптом.
►Алкоголизм – это следствие или причина психологических нарушений?
И то и другое. Некоторые зависимые люди имеют психологические и даже психиатрические проблемы, плохо себя чувствуют. Алкоголь сам по себе вызывает депрессию и проблемы коммуникации. Зависимые люди необычайно одиноки – чтобы пить и колоться, никто не нужен, только вещество. Но и нередко алкоголизм начинается с подавления какого-то психологического дискомфорта. В таких случаях и психологические проблемы, и алкоголизм лечатся одновременно.
►У алкоголизма есть стадии развития с четкими признаками?
В международной классификация болезней десятого пересмотра стадии не указаны, но советская и российская школы психиатрии – а они были очень высокого уровня – детально их разобрали. Их классификация до сих пор не устарела и широко используется, по ней легко определить болезнь у себя или знакомого.
Сначала идет преалкоголизм – когда растет толерантность к алкоголю , то есть человек переносит все большие дозы. Нормальная реакция организма на алкоголь – передозировка и рвота. Если приучать себя к этому яду, дозировка, которую вы можете перенести без рвоты, начинает расти. В итоге наступает момент, когда человек говорит: «О, смотрите, я выпил бутылку водки, а по мне не видно!» И это признак не здоровья, а того, что он находится как минимум в преалкогольной зависимости.
Первая стадия алкоголизма включает два симптома: патологическое желание употреблять алкоголь и утрата контроля над дозой. Обычное желание выпить на празднике легко отличить от патологического: нормальный человек спокойно отказывается от выпивки и отвлекается, если ситуация для этого неблагоприятная, если обстоятельства не позволяют. А вот алкоголик не может отвлечься, потому что ему плохо без спиртного, он испытывает тяжелые эмоции: злобу, тоску, озабоченность.
Утрату контроля над дозой тоже легко определить. Мы знаем, что состояние опьянения хорошо только сначала, когда есть легкая эйфория, расторможенность и приподнятое настроение, ведь дальше только подавление, сон или рвота – ничего хорошего. Нормальный человек останавливается на этом, не пьет больше, у него есть чувство насыщения – это признак здоровья.
Алкоголик же пьет безмерно и не может сам остановиться из-за непреодолимого желания, которое наступает даже после первых ста граммов. Да и неприятные ощущения наступают у него позже: толерантность повышена, рвоты почти нет.
Вторая стадия алкоголизма – появление настоящего состояния отмены, абстинентного синдрома. Человек не может бесконечно долго употреблять большие дозы алкоголя, рано или поздно обстоятельства или собственное здоровье заставляют его прекратить. И вот когда он останавливается, организм начинает реагировать: дрожь в руках, озноб, скачки давления, потливость, рвота, покраснение лица и в самом тяжелом случае – эпилептический приступ и (или) металкогольный психоз (белая горячка).
Третью стадию мы видим редко , она характерна для тех, кто много лет болеет алкоголизмом. В ней человек пьет беспрерывно, пусть и в маленьких дозировках . Это истинные запои, которые длятся очень долго: больной пьет неделями, и эти эксцессы всегда заканчиваются полным физическим истощением.
Еще один симптом, который может проявиться и с первой стадии, – нарушения памяти , которые возникают на фоне больших доз (300–500 мл в пересчете на водку). Они бывают двух видов: алкогольный палимпсест и блэкаут, черный провал. В первом случае человек помнит фрагменты, а во втором он забывает абсолютно все, что происходило после опьянения.
Если есть провалы в памяти, значит, вы не контролируете свое поведение в момент употребления алкоголя, это признак болезни. У всех алкоголиков с этим есть проблемы, может, они не хотят говорить об этом, но точно это знают.
►Как лечится алкоголизм?
Есть три позиции в лечении алкоголизма. Первая – лечение осложнений: тяжелое опьянение, абстинентный синдром, судорожный синдром, металкогольные психозы, алкогольная полиневропатия, цирроз печени и т.д. Врачи хорошо в этом разбираются, и им, в принципе, нравится это лечить, потому что есть результат: алкоголик приходит весь трясущийся и больной, а через пару дней уходит в нормальном состоянии.
Вторая позиция – лечение самого алкоголизма с точки зрения медицины. Создаются условия, в которых человек не может употреблять алкоголь: ему дают препарат, который блокирует распад алкоголя в организме, человек отравляется продуктами полураспада, ему становится очень плохо, когда он пьет. Сказать, что он не хочет спиртного, невозможно, желание употреблять есть всегда, и оно остается до конца дней.
Есть и психологическая часть – подавление влечения к алкоголю, формирование и поддержание установки на трезвость. Например, классическое кодирование, кодирование по Довженко, стрессовая терапия, гипноз – все это хорошо работает, но не очень долго. В любом случае наступает момент, когда это желание прорывается в новый эксцесс.
Более правильный, с моей точки зрения, подход – формирование у человека желания быть трезвым, изменяя самого себя. «Анонимные Алкоголики» называют это «вторым рождением». Человек начинал пить и продолжал, обладая некоторыми привычками и особенностями характера, и, когда он все это отвергает, начинает познавать новый мир, формирует правильные эмоциональные контакты, интеракции, правильно себя ведет, вырабатывает правильную базу мышления. Такая реабилитация дает лучший результат. Ни одна кодировка не будет работать так долго.
С последним работают не только врачи, но и параспециалисты – бывшие алкоголики, которые делятся своим опытом. Это очень хорошо работает, больные распознают в таком алкоголике «своего». Когда же приходит врач в белом халате и говорит: «Не пей, козленочком будешь», ему часто отвечают: «Таким, как ты, что ли?» Врачи с большего убирают последствия алкоголя, остальное делают психологи и сами алкоголики.
►То есть лечение длится всю жизнь и бывших алкоголиков на самом деле не бывает?
Нет, лечение не бесконечно, а вот поддержание трезвости на самом деле длится всю жизнь. Когда человек выполняет какие-то действия несколько раз, у него образуется физическая нервная связь в головном мозге: нейрон соединяется с другим, получается своеобразная цепочка, по которой сигнал к действию проходит очень быстро.
Чем больше мы выполняем какое-то действие, тем с меньшим сопротивлением проходит сигнал, нужно приложить серьезное усилие, чтобы пустить его по другому маршруту. Когда человек бросает пить, эта нервная связь никуда не пропадает, она ждет своего времени. И только формирование параллельного канала помогает.
►Если я брошу, мне больше никогда нельзя будет пить алкоголь?
Риск того, что человек вернется, если выпьет, очень велик. Сначала он выпьет полрюмки за революцию 7 ноября и остановится, потом всего бокал шампанского на Новый год и 150 граммов на Рождество, но на 23 февраля уйдет в запой.
Дело в том, что после долгого воздержания и первой рюмки, которая не дала последствий, возникает очень опасная иллюзия того, что человек научился пить культурно, справился с проблемами и ему ничего не грозит. Это все приводит к тяжелым последствиям.
►Можно ли вылечиться без медицинской помощи?
Конечно, но для этого надо точно выполнять каждый из двенадцати шагов «Анонимных Алкоголиков». Если ты их точно выполняешь, не мудрствуя, можешь прекратить употребление алкоголя, но это очень тяжело, потому что налагает огромную нравственную ответственность. Это дано меньшинству.
12 Шагов АА
1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой.
2. Пришли к убеждению, что Сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие.
3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали.
4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения.
5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений.
6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков.
7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны.
8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними.
9. Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому.
10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это.
11. Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.
12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других алкоголиков и применять эти принципы во всех наших делах.
►А сам алкоголизм может пройти?
Мы знаем, что с возрастом у некоторых алкоголиков сокращаются объемы потребления – это чистая биология. Некоторые доживают до возраста 65–70 лет, и у них алкоголизм сходит почти на нет: дозы становятся небольшими, эксцессы нечастыми, последствия неяркими.
Спонтанное бросание может быть, но насколько часто, мы не знаем, вопрос просто не исследован. Надеяться на это в реальной жизни нельзя. Они все так говорят: «Я сам!» А что толку? Таких случаев единицы, и, как правило, узнаем мы о них случайно.
►«Анонимные Алкоголики» помогают всем?
Всем, кто хочет вылечиться. Есть три условия выздоровления с точки зрения АА. Первое – честность перед собой, ты должен признать наличие проблемы. Второе – открытость, ты должен воспринимать окружающее с прямотой ребенка, не иметь предубеждений, что ты все знаешь. Третье – готовность работать в программе и учиться, ты должен что-то делать, а не просто сидеть и слушать.
►Если я болею, мне нужно в первую очередь идти к психиатру или к АА?
И туда, и туда, надо ходить везде. Поскольку болезнь неизлечима, надо использовать все возможные способы.
►Как мне помочь близкому, который болен?
Подойти к профессионалу (врачу, психологу) и получить консультацию. Каждый случай индивидуален. Но человека реально заставить пойти к врачу, потому что прежде всего жизнь заставляет их это делать: больно и трудно пить постоянно.
►Как правильно относиться к алкоголику: с осуждением или с пониманием?
Мы называем это жесткой любовью. Никто не говорит, что нельзя любить родственников и друзей-алкоголиков, но нельзя помогать их пьянству. Как говорят американцы, отношение к алкоголику и наркоману должно быть cold turkey («холодная индейка»): как только возникает ситуация, связанная с употреблением, родственник защищает себя и полностью отстраняется от зависимого, не платит долгов, не похмеляет, не спасает его, не вытаскивает из милиции.
Как говорится, «ежели твой муж в холодную зимнюю ночь пьяный дошел до дома и упал в сугроб, ты имеешь право сделать только одно: затащить его в подъезд, чтобы он не замерз, а домой ни в коем случае не заводи». Спасти жизнь – да, но не более того. Белая горячка – вызываешь психбригаду, сердечный приступ – «скорую», дерется – милицию, но ни в коем случае не омывать, не похмелять, не ложиться в постель.
Человек имеет право пить, у нас это не запрещено законом, но мы имеем право не находиться рядом с грязной агрессивной скотиной. Не нужно думать о том, что с ним будет на улице или в милиции, это его проблемы, может, после этого он все-таки бросит пить.
►Кто чаще всего становится алкоголиком?
Зависит от многих факторов: от предрасположенности, окружения, культуры, в которой человек живет. Еще все очень зависит от родителей: если кто-то злоупотребляет алкоголем, шанс того, что ребенок вырастет и станет зависимым, повышается, поскольку дети копируют поведение родителей. Он и пьяные драки будет считать нормой, даже если они его пугают.
►То есть наследственность действительно важна?
Конечно. Развитие наших биохимических процессов и реакций определяется генотипом. Мы знаем, что приблизительно в четыре раза больше больных алкоголизмом генерируется из семей, где есть алкоголики.
Заболеваемость алкоголизмом определяется примерно сотней генов, то есть на самом деле это очень сложное наследование. Мы можем говорить только о больших цифрах, не приводя точных процентов, ведь сложно сказать, что в конкретной ситуации повлияло на человека больше: генетика или окружение.
►А есть люди с иммунитетом к алкоголизму?
Да. Мы живем в алкогольной культуре, больше 90% взрослого населения употребляет алкоголь, но около 5% являются полными абстинентами: у части из них нет никакого интереса к напитку и желания его употреблять. Человек пробует, ему не нравится опьянение, и он больше так не делает. Назвать это иммунитетом можно, но, скорее, в кавычках.
►Как не стать алкоголиком? Неужели выход один – не пить?
Если ты можешь не пить, не пей. А в остальных случаях надо просто хорошо понимать, что ты делаешь. Есть в дзене такое понятие «10 ступеней превращения в Будду», притча о том, как монах ловит буйвола: он прошел все десять ступеней и потом ходил где угодно, делал что хотел, и никто его не останавливал, потому что все знали, что он не причинит вреда. Так и здесь: только пройдя труд, аскезу, боль, впитывание человеческой культуры, мы можем позволить себе многое.
►Как мне вести себя в компаниях, где пьют, если я поборол зависимость?
Вы должны понимать, зачем именно туда идете. Если хотите просто поприсутствовать, значит, вы не честны перед собой и подсознательно заочно с ними выпиваете. Такие походы рано или поздно выльются в эксцесс.
►А есть ли безопасная доза алкоголя
Это зависит от контекста и конституции. Большинству людей небольшие дозы алкоголя, как, например, стакан разбавленного вина за ужином, не принесут вреда и не приведут к зависимости. Но есть и те, кто обречен стать алкоголиком в нашей культуре, любая дозировка будет развивать зависимость. Человек должен иметь на плечах голову, нужно понимать, что алкоголь – это опасная вещь, нужно уметь обращаться с ним.
Пишет интернет-журнал о Минске CityDog.by https://citydog.by/post/alcoholism/